Логотип Юридической фирмы "Синергия права"  
  Сотрудники 

Инновационное юридическое сопровождение

 О фирмеСотрудникиУслугиОбзорыНовостиКарьераКонтакты

 
Недвижимость
Корпоративное право
Коммерческое право
Интеллектуальное право
Разрешение споров
Трудовое право
 

 

Скачать обзор в PDF

15 декабря 2009 г.

Новое законодательство о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

30 октября 2009 г. был принят Федеральный закон №241-ФЗ О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Закон), внесший существенные изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – Уголовный кодекс РФ) и Уголовно-процессуальный кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), направленные в первую очередь на усиление защиты инвесторов на рынке ценных бумаг.

Закон вступил в силу 14 ноября 2009 г. и распространяется на правонарушения совершенные с этой даты.

Новые составы преступлений

В Уголовный кодекс РФ были введены три новых состава преступлений:

  • Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги (ст. 185.2).

Субъектом преступления является лицо, в должностные обязанности которого входит совершение операций, связанных с учетом прав на ценные бумаги.

Квалифицирующими признаками являются крупный ущерб, совершение группой лиц по предварительному сговору, организованной группой либо особо крупный ущерб.

Ответственность - от штрафа в 300 тысяч рублей до 6 лет лишения свободы.

  • Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг (ст. 185.3).

В соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 №39-ФЗ О рынке ценных бумаг, к манипулированию ценами на рынке ценных бумаг относятся действия, в результате которых повышается, понижается и (или) поддерживается цена ценной бумаги, либо повышается, понижается и (или) поддерживается спрос и (или) предложение на ценную бумагу, либо повышается, понижается и (или) поддерживается объем торгов ценной бумагой.

До введения вышеуказанной статьи в Уголовный кодекс РФ за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг была предусмотрена только административная ответственность (ст. 15.30 КоАП РФ), предусматривающая ответственность в виде штрафа от 3 тысяч до 1 миллиона рублей.

Квалифицирующими признаками являются крупный ущерб, извлечение дохода в крупном размере (более одного миллиона рублей), использование средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

Ответственность - от штрафа в 500 тысяч рублей до 6 лет лишения свободы.

  •  Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг (ст.185.4).

Состав преступления - незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания владельцев ценных бумаг, незаконный отказ регистрировать для участия в общем собрании владельцев ценных бумаг лиц, проведение общего собрания владельцев ценных бумаг при отсутствии необходимого кворума, а равно иное воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев эмиссионных ценных бумаг либо инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов.

Квалифицирующими признаками являются крупный ущерб, извлечение дохода в крупном размере, совершение группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Ответственность - от штрафа в 300 тысяч рублей до 5 лет лишения свободы.

В соответствии с Законом крупным ущербом (доходом) считается сумма, превышающая один  миллион рублей, а особо крупным ущербом (доходом) признается сумма свыше двух миллионов пятисот тысяч рублей.

Также уточнены существующие составы некоторых преступлений на рынке ценных бумаг - Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185) и Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст. 185.1).

Законопроект о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

17 апреля 2009 г. Госдума приняла в первом чтении Законопроект № 145626-5 О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (далее - Законопроект), разработанный Федеральной службой по финансовым рынкам (далее – ФСФР).

Основной целью законопроекта является усиление защиты интересов инвесторов на финансовых и товарных рынках путем установления в законодательстве понятия инсайдерская информация и введения правового режима ее использования, а также в изменении существующего регулирования манипулирования рынком.

Отличительной особенностью Законопроекта является то, что проблему защиты от злоупотреблений инсайдеров и лиц, манипулирующих рынком, он решает комплексно: его действие распространяется как на финансовый (включая валютный), так и на товарный рынок.

Законопроект устанавливает следующие положения:

  • дает определение понятия инсайдерской информации;
  • устанавливает виды ценных бумаг, иных финансовых инструментов и товаров, к которым может относиться инсайдерская информация;
  • определяет круг инсайдеров - лиц, располагающих инсайдерской информацией;
  • устанавливает запреты на использование инсайдерской информации при совершении сделок, в том числе через третьих лиц, путем дачи рекомендаций на ее основе и т.д.;
  •  устанавливает требования к раскрытию инсайдерской информации, а также требования по ведению списков инсайдеров и предоставлению сведений о совершенных ими сделках;
  • определяет круг полномочий ФСФР по выявлению и предотвращению правонарушений, связанных с использованием инсайдерской информации, включая право требовать предоставления документов и информации, право проводить проверки, получать объяснения, направлять предписания об устранении нарушений, приостанавливать действие или аннулировать лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иной лицензируемой им деятельности.

Относительно манипулирования рынком Законопроект:

  • дает определение признаков действий, признаваемых манипулированием рынком: совершение сделок, которые дают ложные или вводящие в заблуждение сигналы, касающиеся предложения финансовых инструментов, спроса на них или их цены или которые обеспечивают поддержание цены одного или нескольких финансовых инструментов на необычном или искусственном уровне и т.д.;
  • устанавливает запрет на осуществление манипулирования рынком, не ограничивая его конкретным перечнем субъектов;
  • предусматривает указанные выше полномочия ФСФР, которые распространяются также и на выявление фактов манипулирования рынком.
 

В настоящее время Законопроект находится на стадии подготовки ко второму чтению в Госдуме РФ, в декабре 2009 г. должны состояться парламентские слушания по Законопроекту.

 

Дополнительная информация

При возникновении каких-либо вопросов в связи с изложенным выше материалом, Вы можете обратиться в юридическую фирму Синергия права по телефону +7 (495) 287 13 55 или по e-mail: info@lawsynergy.ru.

В данном обзоре рассмотрены только часть вопросов, касающихся рассматриваемой темы. Обзор составлен для клиентов юридической фирмы Синергия права и других заинтересованных лиц с целью уведомления об изменениях в законодательстве, которые представляют особый интерес и могут повлиять на деятельность компаний в России. Данный обзор не составлен с целью предоставления юридической или иной консультации.

(с) Law Synergy LLP, 2009

 

назад 

 

 

Law Synergy LLC 2010. Все права защищены.

info@lawsynergy.ru | Схема проезда

Обзоры законодательства

[31.07.2011] Обзор закона о закупках отдельными юридическими лицами (Закон №223-ФЗ)

[30.07.2011] Постановление Пленума ВАС РФ №54 о договорах по поводу будущей недвижимости

[13.06.2011] Изменения в закон о государственном кадастре недвижимости (Закон №129-ФЗ)

[13.06.2011] Новый закон о лицензировании (Закон №99-ФЗ)

[31.05.2011] Новые актуальные СНИПы утвержденные Минрегионом

[12.04.2010] Открытый доступ к судебным актам всех судов в РФ (Закон №262-ФЗ)

[01.04.2010] Изменение закона о персональных данных (Закон №363-ФЗ)

[18.02.2010] Постановка на кадастровый учет объектов недвижимости через Интернет (Приказ Минэкономразвития РФ №555)

[16.02.2010] Обзор закона о торговле (Закон №381-ФЗ)

[27.01.2010] Увеличение размеров госпошлин (Закон №374-ФЗ)

[25.01.2010] Изменения по формированию уставного капитала АО/ООО и уменьшению чистых активов АО (Закон №352-ФЗ)

[25.01.2010] Изменение корпоративного законодательства в части формирования уставного капитала АО/ООО и уменьшения чистых активов АО (Закон №352-ФЗ)

[22.01.2010] Упрощение процедуры госрегистрации прав на объекты недвижимости и получение сведений из ЕГРП (Закон №334-ФЗ)

[11.01.2010] Изменение перечня видов работ требующих вступление в СРО (Приказ Минрегионразвития №480)

[15.12.2009] Новое анти-инсайдерское законодательство (Закон №241-ФЗ)

[03.12.2009] Приоритетная регистрация доменных имен в новой доменной зоне.РФ

[15.09.2009] Обзор последних Постановлений Пленума ВАС РФ по банкротству

[09.09.2009] Новые случаи допустимости вертикальных соглашений (ПП РФ №583)

[03.09.2009] Важные изменения корпоративного законодат-ва (Закон №205-ФЗ)

[28.07.2009] Изменения антимонопольного законодат-ва (Закон №164-ФЗ)

[15.06.2009] Акционерные соглашения и иные изменения законодательства об акционерных обществах

[05.05.2009] Существенные изменения законодательства о банкротстве (Закон №73-ФЗ)

[09.03.2009] Изменения законодательства об ООО (Закон №312-ФЗ)

[09.03.2009] Изменения порядка реорганизации юридических лиц (Закон №315-ФЗ)

[09.03.2009] Изменения законодательства о защите прав юридических лиц при осуществлении гос. контроля (Закон №294-ФЗ)

Все обзоры

 

Статьи и комментарии

[22.03.2010] Защита прав залоговых кредиторов при банкротстве должника| Статья | журнал Commercial Real Estate

[04.03.2010] Борьба с инсайдом и манипулированием рынком | Статья | журнал "Рынок Ценных Бумаг"

[11.01.2010] Деятельность генподрядчика в современных условиях - от лицензирования к саморегулированию | Статья | журнал "Корпоративный юрист"

[12.12.2009] Открытость российского рынка юр. услуг для международных юрфирм: конкуренция или экспансия |Статья | "Юридический бизнес"

[24.11.2009] С чем остануться дольщики при банкротстве застройщиков | Статья | журнал "Финанс."

[03.11.2009] Добросовестность не панацея | Статья | "Ведомости"

[05.10.2009] Антикризисная реструктуризация кредиторской задолженности | Статья | SLON.RU

[29.07.2009] "Дел о банкротстве в недвижимости станет на 40% больше" | Интервью | журнал "Собственник"

[14.07.2009] Как защищаются интересы кредиторов | Статья | Журнал "Финанс."

[09.07.2009] Комментарии по судебному делу ВТБ vs. Шалва Чигиринский | Reuters, BFM.RU

[06.07.2009] Точка зрения: Дольщики vs. застройщиков |Статья | "Ведомости"

Все публикации

Новости

[15.03.2010] Президент внес в Госдуму законопроект о медиации

[20.01.2010] Управляющий партнер "Синергии права" 29 января 2010 выступит на конференции "Банкротство и несостоятельность в России", организованной C5

[06.05.2009] Управляющий партнер "Синергии права" выступил на конференции "Проблемные долги в России и СНГ", организатор C5

[05.05.2009] Кто есть кто. Ведущие юристы России

 

Если вы хотите получать наши регулярные правовые обзоры, направьте письмо с темой "subscribe" по адресу: info@lawsynergy.ru