Логотип Юридической фирмы "Синергия права"  
  Сотрудники 

Инновационное юридическое сопровождение

 О фирмеСотрудникиУслугиОбзорыНовостиКарьераКонтакты

 
Недвижимость
Корпоративное право
Коммерческое право
Интеллектуальное право
Разрешение споров
Трудовое право
 

 

Скачать обзор в PDF

16 февраля 2010 г.

Обзор Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ"

01 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон), внесший существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности.

Условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до 01 февраля 2010 г., должны быть приведены в соответствие с его требованиями в течение 180 дней со дня вступления Закона в силу.

Сфера применения Закона

Закон распространяет свое действие не только на правоотношения между поставщиками и розничными сетями, но и на все предприятия, осуществляющие перепродажу товаров.

Преимущественно регулируя торговлю продовольственными товарами, Закон также распространяется на торговлю непродовольственными товарами.

Положения Закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:

  • внешнеторговой деятельности;
  • торговли на товарных биржах;
  • деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
  • купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

Методы государственного регулирования торговой деятельности

Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

  1. Установления требований к ее организации и осуществлению.

Требования устанавливаются Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления. Закон закрепляет за каждым из субъектов определенный объем полномочий. Так, например, к полномочиям Правительства РФ относится утверждение методики расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. К полномочиям соответствующего органа государственной власти субъекта РФ относится установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта РФ и проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара на территории субъекта.

  1. Антимонопольного регулирования, связанного в том числе с введенными Законом особыми антимонопольными правилами для торговли продовольственными товарами и антимонопольными требованиями к органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления.
  2. Информационного обеспечения.

Предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование торговых реестров субъектов РФ.

  1. Государственного контроля (надзора), в рамках которого контролируется соблюдение Закона и Федерального закона "О защите конкуренции".

Договор поставки продовольственных товаров

Закон изменил правоотношения сторон по заключению договора поставки продовольственных товаров и условия этого договора:

1.     Стороны обязаны предоставлять информацию об условиях отбора контрагента и существенных условиях договора поставки путем размещения информации на своем сайте в сети "Интернет" или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.

При этом ответственность за нарушение сторонами вышеуказанной обязанности на данный момент не установлена.

2.     Допускается включение в цену договора поставки вознаграждения, выплачиваемого субъекту торговой деятельности, за приобретение им у поставщика определенного количества товаров (бонус за объем), но размер вознаграждения не может превышать 10 % от цены приобретенных товаров. Запрещается выплачивать вознаграждение при приобретении отдельных видов социально значимых продовольственных товаров.

Закон ввел жесткий запрет на иные виды вознаграждений и компенсаций розничным сетям (п. 6 ст.9).

3.     Установлены сроки оплаты поставок некоторых продовольственных товаров. Для продуктов питания сроком годности до 10 дней срок оплаты составляет до 10 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов питания сроком годности до 30 дней - до 30 календарных дней, для остальных продуктов питания, в том числе алкоголя, - до 45 календарных дней. Оплата осуществляется при условии обязанности по передаче документов, относящихся к поставкам таких товаров, при их не предоставлении срок оплаты продлевается на период просрочки.

4.     Законом введен запрет на установление в договоре поставки продовольственных товаров некоторых условий:

- на перемену лиц в договоре поставки путем уступки требования, а также ответственность за несоблюдение этого запрета;

- условие о совершении субъектом торговой деятельности услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг по продвижению продовольственных товаров, а также заключение договора поставки путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров.

5.     Сторонам договора поставки продовольственных товаров запрещено:

-      создавать дискриминационные условия, в том числе:

a)   создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

b)   нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

- навязывать контрагенту условия, в частности:

a)   о запрете на заключение договоров поставки с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

b)   об ответственности за неисполнение обязательства о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

c)   о предоставлении контрагенту сведений об аналогичных договорах, заключаемых с другими контрагентами;

d)   о внесении поставщиком, платы за право поставок таких товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты ("плата за вход"), платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

e)   о снижении поставщиком цены до минимального уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену конкурентов;

f)    о возмещении поставщиком убытков в связи с утратой или повреждением товаров после перехода права собственности на такие товары и возмещении затрат не связанных с исполнением договора поставки и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

g)   о возврате поставщику товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Кроме того Закон запрещает осуществление оптовой торговли с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии. По смыслу Закона поставщик и торговая сеть должны работать  только на основании договора поставки, при этом не запрещается заключать отдельные договоры (в том числе на рекламу и продвижение товаров), если они не противоречат условиям Закона.

На данный момент ни Закон  ни КоАП РФ не содержит норм об ответственности за включение вышеуказанных условий в договоры. По нашему мнению включение таких условий в договор поставки может быть рассмотрено, как злоупотребление доминирующим положением, и недобросовестные участники могут быть привлечены ФАС России к серьезной административной ответственности (в соответствии с действующей ст. 14.32. КоАП РФ "оборотный штраф", но не менее 100 тысяч рублей).

Ограничение приобретения и аренды дополнительных торговых площадей

Закон ограничивает доминирующее положение торговой сети 25 % рынка для продовольственных товаров.

Торговая сеть (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), доля которой превышает 25 % объема всех реализованных продовольственных товаров за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Нарушение данной нормы влечет ничтожность заключенного договора. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, включая ФАС России.

Вышеуказанные ограничения применяются в отношении муниципальных районов и городских округов с 1 июля 2010 г.

Социально значимые продовольственные товары

Законом вводится право Правительства РФ устанавливать на срок до 90 дней предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в случае роста их цен в течение 30 календарных дней на 30 и больше процентов. Перечень таких товаров и порядок установления предельно допустимых цен должен быть установлен Правительством РФ.

Поддержка субъектов среднего и малого предпринимательства

Закон устанавливает, что субъекты малого или среднего предпринимательства должны использовать не менее
60 % нестационарных торговых объектов.

Меры по развитию торговой деятельности

Глава 4 Закона полностью посвящена мерам по развитию торговой деятельности, среди которых можно выделить ключевые:

1.     Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут разрабатывать региональные и муниципальные программы развития торговли.

2.     Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют мероприятия, предусматривающие: (a) стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство торговой инфраструктуры для сельскохозяйственной продукции; (b) поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности; (с) стимулирование деловой активности в торговой деятельности путем организации и проведения выставок, ярмарок.

3.     Органы местного самоуправления предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, а также разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Кроме того статья 15 Закона устанавливает антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. В частности запрещается:

         возложение на участников торговли обязанности по участию в повторной (дополнительной по отношению к проведенной в соответствии с федеральными законами) проверке качества и безопасности товаров;

         понуждение хозяйствующих субъектов к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, в дополнение к предусмотренным федеральными законами (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства РФ);

         понуждение хозяйствующих субъектов продавать товары по ценам, определенным органами исполнительной власти субъектов РФ;

         принятие нормативных правовых актов, решений, предусматривающих установление запретов на перемещение или ограничение продажи отдельных видов товаров на территории субъекта РФ, ограничение выбора контрагентов для хозяйствующих субъектов и др.

 

Дополнительная информация

При возникновении каких-либо вопросов в связи с изложенным выше материалом, Вы можете обратиться в юридическую фирму "Синергия права" по телефону +7 (495) 287 13 55 или по e-mail: info@lawsynergy.ru.

В данном обзоре рассмотрены только часть вопросов, касающихся рассматриваемой темы. Обзор составлен для клиентов юридической фирмы "Синергия права" и других заинтересованных лиц с целью уведомления об изменениях в законодательстве, которые представляют особый интерес и могут повлиять на деятельность компаний в России. Данный обзор не составлен с целью предоставления юридической или иной консультации.

 

 

назад 

 

 

Law Synergy LLC 2010. Все права защищены.

info@lawsynergy.ru | Схема проезда

Обзоры законодательства

[31.07.2011] Обзор закона о закупках отдельными юридическими лицами (Закон №223-ФЗ)

[30.07.2011] Постановление Пленума ВАС РФ №54 о договорах по поводу будущей недвижимости

[13.06.2011] Изменения в закон о государственном кадастре недвижимости (Закон №129-ФЗ)

[13.06.2011] Новый закон о лицензировании (Закон №99-ФЗ)

[31.05.2011] Новые актуальные СНИПы утвержденные Минрегионом

[12.04.2010] Открытый доступ к судебным актам всех судов в РФ (Закон №262-ФЗ)

[01.04.2010] Изменение закона о персональных данных (Закон №363-ФЗ)

[18.02.2010] Постановка на кадастровый учет объектов недвижимости через Интернет (Приказ Минэкономразвития РФ №555)

[16.02.2010] Обзор закона о торговле (Закон №381-ФЗ)

[27.01.2010] Увеличение размеров госпошлин (Закон №374-ФЗ)

[25.01.2010] Изменения по формированию уставного капитала АО/ООО и уменьшению чистых активов АО (Закон №352-ФЗ)

[25.01.2010] Изменение корпоративного законодательства в части формирования уставного капитала АО/ООО и уменьшения чистых активов АО (Закон №352-ФЗ)

[22.01.2010] Упрощение процедуры госрегистрации прав на объекты недвижимости и получение сведений из ЕГРП (Закон №334-ФЗ)

[11.01.2010] Изменение перечня видов работ требующих вступление в СРО (Приказ Минрегионразвития №480)

[15.12.2009] Новое анти-инсайдерское законодательство (Закон №241-ФЗ)

[03.12.2009] Приоритетная регистрация доменных имен в новой доменной зоне.РФ

[15.09.2009] Обзор последних Постановлений Пленума ВАС РФ по банкротству

[09.09.2009] Новые случаи допустимости вертикальных соглашений (ПП РФ №583)

[03.09.2009] Важные изменения корпоративного законодат-ва (Закон №205-ФЗ)

[28.07.2009] Изменения антимонопольного законодат-ва (Закон №164-ФЗ)

[15.06.2009] Акционерные соглашения и иные изменения законодательства об акционерных обществах

[05.05.2009] Существенные изменения законодательства о банкротстве (Закон №73-ФЗ)

[09.03.2009] Изменения законодательства об ООО (Закон №312-ФЗ)

[09.03.2009] Изменения порядка реорганизации юридических лиц (Закон №315-ФЗ)

[09.03.2009] Изменения законодательства о защите прав юридических лиц при осуществлении гос. контроля (Закон №294-ФЗ)

Все обзоры

 

Статьи и комментарии

[22.03.2010] Защита прав залоговых кредиторов при банкротстве должника| Статья | журнал Commercial Real Estate

[04.03.2010] Борьба с инсайдом и манипулированием рынком | Статья | журнал "Рынок Ценных Бумаг"

[11.01.2010] Деятельность генподрядчика в современных условиях - от лицензирования к саморегулированию | Статья | журнал "Корпоративный юрист"

[12.12.2009] Открытость российского рынка юр. услуг для международных юрфирм: конкуренция или экспансия |Статья | "Юридический бизнес"

[24.11.2009] С чем остануться дольщики при банкротстве застройщиков | Статья | журнал "Финанс."

[03.11.2009] Добросовестность не панацея | Статья | "Ведомости"

[05.10.2009] Антикризисная реструктуризация кредиторской задолженности | Статья | SLON.RU

[29.07.2009] "Дел о банкротстве в недвижимости станет на 40% больше" | Интервью | журнал "Собственник"

[14.07.2009] Как защищаются интересы кредиторов | Статья | Журнал "Финанс."

[09.07.2009] Комментарии по судебному делу ВТБ vs. Шалва Чигиринский | Reuters, BFM.RU

[06.07.2009] Точка зрения: Дольщики vs. застройщиков |Статья | "Ведомости"

Все публикации

Новости

[15.03.2010] Президент внес в Госдуму законопроект о медиации

[20.01.2010] Управляющий партнер "Синергии права" 29 января 2010 выступит на конференции "Банкротство и несостоятельность в России", организованной C5

[06.05.2009] Управляющий партнер "Синергии права" выступил на конференции "Проблемные долги в России и СНГ", организатор C5

[05.05.2009] Кто есть кто. Ведущие юристы России

 

Если вы хотите получать наши регулярные правовые обзоры, направьте письмо с темой "subscribe" по адресу: info@lawsynergy.ru