Логотип Юридической фирмы "Синергия права"  
  Сотрудники 

Инновационное юридическое сопровождение

 О фирмеСотрудникиУслугиОбзорыНовостиКарьераКонтакты

 
Недвижимость
Корпоративное право
Коммерческое право
Интеллектуальное право
Разрешение споров
Трудовое право
 


 

09 июня 2009 г.

Госдума РФ рассматривает пять законопроектов о государственном регулировании торговой деятельности

Сотрудники "Синергии права" 08 июня приняли участие в Парламентских слушаниях "О совершенствовании государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", проведенных в Госдуме под руководством Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству. Слушания были посвящены ключевым вопросам в сфере государственного регулирования торговой деятельности, включая необходимость принятия федерального закона РФ о государственном регулировании торговой деятельности и обсуждение законопроектов, разработанных несколькими инициаторами в 2008-2009 г.г.

Возглавлял Президиум Председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Федоров Е.А. Его комитет является профильным по рассмотрению законопроектов о государственном регулировании торговой деятельности) и по словам Федорова в настоящее время на его рассмотрении находятся 5 законопроектов о государственном регулировании торговой деятельности:

1) Старый законопроект о розничной торговле от 2007 г. (Минэкономразвития) (на официальном веб-сайте Госдумы дана информация об отложении его рассмотрения)

2) Законопроект Минпромторга, рассмотрение которого весной 2009 г. было официально отложено до осени 2009 г. (на официальном веб-сайте Госдумы отсутствует, т.к. он так и не был направлен в Госдуму)

3) Проект ГПК "Единая Россия" (народное название - "проект Яровой"), который был направлен в Госдуму 04 июня 2009 г.

4) Проект депутата Шелища Петра Борисовича (на официальном веб-сайте Госдумы отсутствует).

5) Проект Правительства Москвы (разработан Департаментом потребительского рынка и услуг г. Москвы, на официальном веб-сайте Госдумы отсутствует).

Зам. Министра сельского хозяйства Алдошин О.Н. в своей речи отметил, что: (1) действующих в настоящее время норм антимонопольного законодательства недостаточно; (2) необходимо разработать стратегию по дальнейшему реформированию торговой деятельности; (3) при снижении планки доминирования министерство столкнулись с сильным противодействием сетей, которые подпадают под сниженную планку доминирования; (4) необходим реально действующий закон, а не закон с декларативными нормами, он должен быть нормальным с точки зрения юридической техники. (5) нужно обеспечить эффективную систему контроля за участниками торговой деятельности.

Зам. Министра промышленности и торговли Наумов С.А. рассказал аудитории об утвержденном Правительством в апреле 2009 г. Плане развития торговой деятельности (состоящем из 19 ключевых пунктов) и о том, что на данный момент не было подписано ни одно соглашение между ассоциациями поставщиков и АКОРТ. По словам Лисовского С.Ф., присутствовавшего на слушаниях, все основные ассоциации поставщиков категорически против подписания этих соглашений и они не будут подписаны никогда. Зам. министра высказался также и против введения гос. регулирования наценки между поставщиками и сетями, т.к. в этом случае надо будет вводить гос. регулирование всей цепочки начиная с производителей продукции.

Выступление Жириновского В.В. как всегда было кратким и экспрессивным, но от темы парламентских слушаний он был весьма далек - действовал по принципу - "главное не победа, а участие".

Денисов В.П. (председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам) подчеркнул, что законопроект ГПК "Единая Россия" ("проект Яровой") был направлен в Госдуму несколько дней назад - 4 июня. По его мнению, введение Кодекса добросовестных практик, так настойчиво предлагаемое главой X5 Retail Group Хасисом Л.,  вторично, если он и нужен, то только после принятия не декларативного закона о торговле.

Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Нижегородцев Тимофей очень жестко выступал против сетей и в докладе отметил, что (2) ФАС за то, чтобы в законе о торговле не снижался процент для определения доминирующего положения, но надо установить сумму товарооборота после которой сети автоматически становятся доминирующими; (2) ФАС не согласовал законопроект Минпромторга, который был ранее направлен в Правительство; (3) в целом ФАС поддерживает законопроект Яровой, но юридическая техника очень слабая и закон надо детально корректировать; (4) по итогам проверки ФАСом сетей минимальная наценка на любой товар (с учетом бонусов и т.п.) в сетевых магазинах составляет не менее 30 процентов (в среднем около 50 процентов); (5) недобросовестные практики сетей (связанные с взиманием бонусов и т.п.) влекут за собой увеличение цен не только в сетевых магазинах, но и в иных, т.к. поставщики закладывают выплату бонусов в цену своего товара реализуемого и не сетевым покупателям. (6) во всех странах сетям могут эффективно противостоять только антимонопольные органы, иных систем защиты от buyer’s power не существует в принципе. (7) ФАС против введения льгот для небрендированных товаров, т.к. без сильных брендов рост экономики невозможен и надо наоборот развивать товары под брендами.

Глава X5 Retail Group Лев Хасис качественно подготовился к своему выступлению и рассказал следующее о позиции X5, которая согласуется с позицией АКОРТ: (1) он не против принятия закона о торговле, но это должен быть не законопроект Яровой; (2) в законе должны быть прописаны условия об упрощении порядка выделения помещений для торговых организаций; (3) должны быть созданы не дискриминационные условия присутствия сетей в регионах (по его словам в ряде субъектов они вынуждены закупать продукцию у местных производителей по ценам на 30-50 % выше, чем в соседних субъектах); (4) он категорически не согласен с позицией ФАС, считает ее неконструктивной и ФАС по его мнению просто хочет расширить круг своих полномочий за счет увеличения уровня контроля за сетями; (5) в законе должно быть четко прописано, что такое дискриминационные действия, добросовестная практика и недобросовестная; (6) бонусы взимались всегда, но раньше это были взятки сотрудникам торговли, а сейчас они взимаются официально. Также Лев Хасис несколько раз ссылался на Президента РФ, который по мнению Льва Хасиса поддерживает позицию сетей и желаети наоборот понизить контроль за сетями, а не усилить его; (8) рентабельность сетей составляет сейчас всего лишь 3-3,2 %, на что Нижегородцев Тимофей (ФАС) метко заметил: - никто не будет покупать акции публичных компаний с такой низкой рентабельностью; - откуда тогда у сетей ресурсы для роста, открытия новых магазинов, поглощения конкурентов и др.; (9) деятельность многих сетей на самом деле ведется не эффективно из-за чего цены на товары завышаются; (10) часть бонусов является нормальной практикой и без их взимания сети будут вынуждены повышать цены; (11) X5 поддержит законопроект, направленный на либерализацию рынка, упрощение доступа на рынок розничной торговли (судя по всем он подразумевал Закон Минпромторга, но конкретный закон так и не назвал); (12) Кодекс добросовестных практик должен быть введен параллельно с Законом о торговле и в законе должна быть ссылка на Кодекс. (13) главной целью закона он видит уменьшение издержек во всей цепочке (начиная с производителя продукции и заканчивая сетями), только в этом случае цены уменьшаться. (14) X5 в ближайшее время откажется от принуждения поставщиков к выкупу нереализованного товара по цене поставки, т.к. поставщики закладывают свои риски в цену поставки.

Министр Правительства Москвы – Руководитель Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы Малышков В.И. рассказал о своем законопроекте, направленном в Госдуму (судя по его отсутствию на веб-сайте Госдумы направили его неофициально). Малышков В.И. считает, что необходима реанимация Министерства торговли, которое будет курировать в т.ч. все субъекты РФ в этой сфере и необходимо устанавливать льготы для российских производителей, а вот для иностранных поставщиков можно вводить любые бонусы. Также Мылышков В.И. в своем интересном докладе рассказал про Грецию, в которой на уровне закона регулируется, что в любом магазине должны всегда присутствовать как минимум 12 товаров первой необходимости (на них установлена единая наценка по всей стране, за нарушение – не только большой штраф, но вплоть до закрытия магазина).

Основными высказываниями руководителя АПК Моссельпром Лисовского С.Ф. были следующие: (1)  сети не должны перекладывать свои расходы на поставщиков; (2) рассказал про опыт регулирования торговой сферы в Великобритании (про Кодекс добросовестных практик и его не эффективность на практике); (3) не все сети используют недобросовестные практики – например Магнит и Ашан практически не используют их, а X5 – самая недобросовестная сеть; (4) бонусы зачастую идут на личные расходы акционеров сетей, а не на развитие и т.п.; (5) в Словакии принят жесткий закон с гос. регулирование торговой сферы, штрафы за его нарушение – 150-300 тыс. евро; (6) в Польше рассматривается законопроект о торговле, но уже был принят антикризисный закон, установивший максимальную отсрочку оплаты за поставленный товар в 14 дней; (7) Евросоюз рассматривет вопрос о принятии модельного закона о торговле для всех стран ЕС; (8) бонусы в среднем составляют 25-30 % от цены поставленного товара.

Председатель Правления ГК Виктория Власенко Н.В. был настроен более агрессивно чем Лев Хасис и жестко выступил против поставщиков и ФАС, заострив доклад на следующих моментах: (1) на слушаниях отсутствуют представители Минэкономоразвития, которое должно принимать участие в разработке этого закона; (2) у сетей и поставщиков не может быть единой рентабельности, у сетей она всегда ниже за счет более высокого оборота. Власенко Н.В. убежден, что принятие "закона Яровой" приведет к резкому взлету цен на все товары.

В начале июня Владимир Путин вновь поручил Виктору Зубкову провести консультацию по законопроекту "О государственном регулировании торговой деятельности" с представителями бизнес. После этого премьер-министр будет лично проводить совещание.

См. повестку парламентских слушаний в PDF (137 Kb)

Проект закона о торговле (ГПК "Единая Россия") в PDF (240 Kb)

Проект закона о торговле (Минпромторг РФ) в PDF (330 Kb)

 

   

 

2009 Law Synergy LLC. Все права защищены.